Часть 2 - продолжение 1

Продолжаем фотообзор второй части "Алма-Ата второй половины ХХ века"

 

Довоенная фотография, сделанная с самолёта. Начало стройки будущего Дома правительства. Прекрасная панорама. Всё очень хорошо не то что угадывается, а видно, где что расположено

Будущий Дом Правительства и площадь Ленина. Фотография 1957 года. Ещё на площади не убраны трамвайные пути. Закрыли трамвайные маршруты, когда стадия строительства Дома Правительства была уже в завершении. Хоть площадь потом хорошо за асфальтировали, но ещё долго кое-где угадывались проложенные рельсы. Их же не убирали, а асфальт укатали прямо сверху. С 1960-го по 1963 год, на каждой первомайской демонстрации и парада на 7-е ноября, в составе школьного духового оркестра мне приходилось маршировать по новой площади, а трамвайные рельсы хорошо проглядывали местами из-под асфальта.

Детский Мир - любимый магазин детворы! Не помню, когда его построили, возможно в одно время с Домом Правительства, они же стоят по соседству. Однако помню, что пацанами часто бегали в этот магазин. Самое интересное для нас был эскалатор. Денег покупать дорогие игрушки у нас не было, так, батарейку купить, ещё чего-нибудь по мелочи, а вот покататься на эскалаторе - это да! Пока несколько раз не поднимешься на третий этаж, не уходили. Воображали, что мы в московском метро катаемся. Рядом с Детским Миром находился ещё магазин канцтоваров, вот в него тоже часто заглядывали. Почему-то в самом Детском Мире канцтовары не продавались, а рядом в небольшом специализированном магазинчике, всё было для школьников.

Гастроном "Столичный", открылся в 1956 году и был самым крупным в городе Алма-Ате. Через дорогу (улица Калинина), на фото видно трёхэтажное здание, на первом этаже был самый большой хлебный магазин в городе. В начале 1960-х годов там установили автоматы по продаже хлебобулочных изделий. Жетоны имели различную конфигурацию, для покупки разных сортов булочек, хлеба. До сих пор помню цену на городские булочки, или как ещё их называли, сайки, по 6 копеек. Как-то я набрал достаточное количество жетонов для этих саек. В 1963 году случился неурожайный год и ассортимент хлеба сократился до минимума. Практически исчез белый хлеб и хлеб, как мы его называли "кирпич" за 16 копеек. Вместо этого стали продавать только какой-то "серый кирпич" по 14 копеек. Жетоны для покупки серого кирпича были такие же, как в своё время для городских булочек за 6 копеек. Почти месяц я отоваривал накопленные жетоны для саек, на покупку "серого кирпича".

ЦУМ (Центральный универсальный магазин) - торговый центр в центре Алма-Аты. Открыт в 1961 году как Центральный универсальный магазин (ЦУМ). Крупнейшее торговое предприятие республики «ЦУМ» расположилось в двух зданиях на перекрёстке проспекта Коммунистический (ныне проспект Абылай-хана) и улицы Горького (ныне Жибек Жолы). В 1969 году рядом с первым зданием было построено дополнительное. Количество работников универмага в 1980-е годы достигало 1600 человек. В 1987 году в подвале универмага проходили съёмки одной из сцен фильма «Игла». Первые 3 года после распада СССР, ЦУМ также находился в государственной собственности и управлении. Однако, в 1994 году в рамках экономических реформ, западными консультантами было рекомендовано приватизировать универмаг, продав в частные руки. В том же году магазин преобразован в акционерное общество «Казахский Республиканский Торговый Дом ЗАНГАР». Владельцем компании стал известный в Казахстане холдинг «Бутя». С тех пор в торговых площадях ЦУМе стали работать многочисленные продавцы-арендаторы. В 1998 году ко второму зданию со стороны улицы Алимжанова был пристроено пятиэтажное административное здание. В середине 2000-х годов на первом этаже второго здания универмага расположилась мобильная барахолка по продаже сотовых телефонов и их аксессуаров. Общая площадь универмага за счет проведенной в 2014 году реконструкции увеличилась до 27 000 м². ЦУМом в настоящее время осуществляется: предоставление в аренду коммерческих площадей для торговли товарами народного потребления, предоставления различных услуг населению.

ТЮЗ (Театр юного зрителя) на углу ул. Калинина и проспекта Коммунистический (ранее проспект Сталина). Открылся в 1945 г. Здесь работала известный режиссер Наталья Сац. Первоначально ТЮЗ располагался в бывшем кинотеатре «Алатау» на 585 зрителей, построенного в 1933-36 годах. В конце войны Сац оказалась в Алма-Ате и приступила к организации театра для детей, начав со студии для подготовки молодых актеров русской и казахской трупп. 6-го сентября 1944 года вышло постановление «Об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей» Здание кинотеатра Ала-Тау передали Театру Юного Зрителя. Несколько раз был в этом театре на Новогодней ёлке. Отличное впечатление до сих пор и от новогодних праздников, и от театра. В 1989 году после сильнейшего пожара, здание было уничтожено. В настоящее время на этом месте стоит элитный дом.

ТЮЗ после пожара 1989 год. Снимок сделан почти с того же места, что и предыдущая фотография, только ниже

Впервые в Алма-Ате движение этого экологически чистого вида транспорта открылось 20 апреля 1944 года по улице Гоголя. Первый маршрут проходил от парка имени Горького до улицы Масанчи. Там был разворот. Этот разворот троллейбусов существовал ещё долго. Это был маршрут номер 1. Чуть позже появилось ещё два маршрута 2 и 3, которые повторяли друг друга, только в разные стороны. Следующий маршрут номер 4 курсировал по проспекту Сталина от вокзала "Алма-Ата-2" до улицы Арычной (проспект Абая), там разворачивался и шёл в обратном направлении. В дальнейшем сети троллейбусных маршрутов быстро увеличивались и охватили территорию почти всего города. Троллейбусы такой марки, как на фотографии, я уже не застал.

Ещё один вид транспорта в Алма-Ате 1950-х годов – такси на базе модели автомобиля «Победа». Эту стоянку такси я помню хорошо. Особенно запомнился знак с «Победой» и надписью «Такси». Будка стояла по улице Абая (с 1960 года улица Тулебаева), ниже улицы Пастера, немного не доходя до Ташкентского тракта. Несколько раз ходил с мамой на демонстрацию трудящихся, которая проходила в те времена на площади Коминтерна. Сейчас там стоит ТЮЗ имени Габита Мусрепова. Маршрут демонстрации трудящихся как раз проходил мимо этой стоянки такси. Парк такси, был в основном представлен, из машин марки ГАЗ-20 (Победа), но встречались и «ЗИМ»ы. Поездка в «ЗИМ»е была раза в два дороже, нежели в «Победе». Салон «ЗИМ»а по тем временам считался салоном «люкс» и мог вмещать 7 пассажиров! Одно сидение рядом с водителем, для трёх пассажиров на заднем сидении и ещё для трёх пассажиров сидения стояли спиной по ходу движения, за сидениями водителя и пассажира рядом с водителем. Мне посчастливилось несколько раз прокатится на «ЗИМ»е.

Вход в центральный парк имени Горького города Алма-Аты. Снимок, по всей видимости, сделан, когда ещё Сталин был жив, поскольку его изображение и изображение Горького, в честь которого присвоили имя парка, красуется сверху входных ворот. Меня смущает цифра «24» на плакате ворот. Чтобы она означала? На снимке не разобрать пояснение на плакате, даже если изображение увеличить. Если это обозначает 24-ю годовщину Октябрьской революции, то снимок сделан летом 1941 года. А если что-то другое? В любом случае вход в ЦПКО в 1950 годах уже имел совсем другой вид. Вот такой:

В 1950-е годы вход в парк был платным и стоил 20 копеек монетами образца 1947-60 года. После реформы денежной системы в 1961 году, стоимость входа стала 2 копейки. Ещё через год-полтора плату за вход в парк отменили, а чугунный забор местами убрали. Но пацаны всегда находили способы попасть в парк бесплатно. Помню была калитка в заборе парка выше главного входа возле речки Малая Алматинка. Вот через неё многие и проходили. Но в кассах центрального входа можно было купить билет в зоопарк, который давал право гулять по парку. Многие так и делали, покупали билет в зоопарк, ходили по зоопарку, а потом отдыхали в парке. А вот такой вход был в зоопарк, в котором часто в летний период давали различные представления с дрессированными животными:

Алма-Атинский зоопарк в послевоенное время был один из лучших зоопарков в СССР. Основателем Алма-Атинского зоопарка был Максим Дмитриевич Зверев - писатель-натуралист, автор книг о природе, животных. Максим Дмитриевич Зверев прожил долгую и плодотворную жизнь. Умер в возрасте 99 лет в 1996 году уже в городе Алматы. После его смерти, небольшую улицу Грушевую в районе «компота» переименовали в улицу Зверева, в честь его огромного вклада в науку, писательскую деятельность и в честь того, что он был одним из первых и активных организаторов Алма-атинского зоопарка. Я частенько посещал этот замечательный уголок старой Алма-Аты. Хоть и жил километрах в двух от зоопарка, но летом по ночам было слышно, как рычит лев. Такой грозный рык! Мне нравились звери и потому записался в кружок юннатов. Мы юннаты ходили в зоопарк, как на работу. В вольерах убрать, животных покормить. Естественно, под присмотром смотрителей зоопарка и в вольерах с неопасными животными.

Центральная аллея парка в советский период. История парка восходит к возникновению гражданских поселений вокруг укрепления Верного. Впервые парк был заложен как «Казённый сад» ученым-садоводом Г. Криштопенко в 1856 году в пойме реки Малая Алматинка в качестве места для прогулок и отдыха офицеров Верненского гарнизона. Для работы он привлек любителей садоводства-верненцев Кутабердина, Сергеева, Чванова и других. В 1874 году Криштопенко передал дела по управлению «Казенным садом» брату знаменитого верненского лесничего Эдуарда Баума Карлу, благодаря усилиям которого парк превратился в место народных гуляний. С созданием города Верного парк стал местом отдыха горожан: здесь оборудовали буфет и кухни, построили танцевальную площадку, беседки, установили юрту для бильярда и столики для игр, благоустроили аллеи. В царское время вход был платным. В 1934 году парк был реконструирован, на берегах углублённого водоёма были размещены базы отдыха трудящихся Алма-Аты, оборудованы аттракционы. В 1965 году ЦПКО в Алма-Ате был признан лучшим парком Советского союза! В советское время въезд легковых автомобилей в парк был категорически запрещен, разрешалось движение только специальным поливальным машинам.

Довоенная фотография пруда в центральном парке имени Горького, а может быть и нет, но похоже. На островке ещё только летний павильон ресторана. В середине 1950-х годов здесь уже будет полноценный ресторан. Мостик, ведший к ресторану на островке был деревянный, а мы мальчишками прыгали в воду с этого моста. Нам пацанам было всё ни почём. Пруд в парке мы между собой называли Казенок. Почему было такое название, история умалчивает. Однако, по всей видимости, название пруда Казенок образовалось по имени парка ещё дореволюционного периода, когда он назывался "Казённый сад". Отсюда и Казенок, в смысле, пруд "Казённого сада". Помню, как в пятом классе, 22 апреля, в день рождения Ленина весь класс "сплановали" с уроков. Несколько мальчишек, в том числе и я, пошли купаться на Казенок, школа №33 недалеко располагалась. Вода была холодная, а мы всё равно искупались, но кажется никто не заболел. Потом нам за такой "плановый" побег с занятий был большой нагоняй, но мы его как-то выдержали.

А это уже верхний пруд, только на нём можно было покататься на водных велосипедах. Такой он был в 1962 году.

Особый восторг у детворы вызывала Детская железная дорога. Детская железная дорога в парке Горького была открыта 13 сентября 1952 года. Длина узкоколейного пути составил около полутора километров. Железнодорожная станция располагалась около южного входа в парк. Уже в конце 1950-х годов вагоны поезда обслуживали юные железнодорожники, был такой кружок при детской железной дороге. Попасть туда было очень трудно. Я пробовал попасть в этот кружок юных железнодорожников, но меня почему-то не взяли. Со временем, к сожалению, приходится констатировать этот факт, Алма-Атинская Детская железная дорога превратилась в обычный парковый аттракцион, где для детей была уготована лишь роль пассажиров. Сейчас вместо настоящих (по тем временам для детворы) вагонов, по кольцу, на котором демонтированы все стрелки, теперь ходит поезд, состоящий из трех открытых вагонов итальянского производства и дизельного локомотива, стилизованного под паровоз. От былой Детской железной дороги 1950-60-х годов ничего не осталось.

Дом по улице Сейфуллина (Сартовская, Узбекская), угол улицы Богенбай батыра (Кирова, Офицерская). Здание было построено в конце XIX века, приблизительно в 1889 году. Предположительно архитектором выступил П.В. Гурдэ. Позднее были сделаны пристройки с южной и западной сторон дома. Здание фигурирует в литературе как Казенный дом директора детского приюта, Дом вдовы полковника Сапожникова или Бывший дом садовода Татаринова. После 1917 года сооружение было приспособлено под учреждения здравоохранения. Здесь располагалась санитарно-эпидемиологическая станция Алма-Аты. В 1986 году была произведена комплексная реставрация здания по проекту архитектора В.М. Плисса. С 1992 по 1999 годы в здании размещался Национальный Олимпийский комитет Казахстана. В настоящее время «Музей спортивной и олимпийской славы Казахстана». По диагонали от этого дома через перекрёсток, в родильном доме №1 в 1949 году родился я. Так что, можно считать, что с этим зданием я знаком с самого рождения.

 

Часть 2 - продолжение 2

Вернуться на главную страницу фотообзора