Часть 4 - продолжение 2

В этом продолжении фотообзора Алма-Аты ХХ-го века буду собирать интересные фотографии, которые мне будут попадаться. Естественно, без комментариев не обойтись.

Дом отдыха в урочище Медео. Снимок, похоже, сделан где-то в середине 1920-х годов. Русло реки Малая Алматинка носит следы селевого потока. Возможно это селевой поток 1921 года изуродовал русло речки и само ущелье. Территория дома отдыха ещё не благоустроена, пустынна. Нет даже намёка, что когда-то здесь построят знаменитый высокогорный каток Медео. Склон горы «Мохнатки» покрыт лесом, а вот с левой стороны склон совсем голый. Со временем склон горы «Мохнатки» попортят, а вот склон с левой стороны засадят небольшими осинами, берёзками.

Нашёл в интернете довольно редкую фотографию Свято-Никольского собора. Судя по снимку, фотография сделана где-то в середине 1930-х годов, а может быть ещё раньше. Точка съёмки угол улиц Уйгурской (с 1962 года улица Космонавтов, с 1991 года имени Байтурсынова) и улицы Госпитальной (с 1938 года улица Джамбула). По Уйгурской ещё не проложены пути для трамваев, а улица Госпитальная (Джамбула) совсем не обустроенная. Конечно, сейчас можно найти фотографии Свято-Никольского собора во всей красе, цветные и хорошего качества, но именно такие фотографии отражают ту эпоху, когда этот собор был в запустении. Немного истории об этом соборе.

«В 1904 году жители юго-западной части города Верного - местности, которая в то время называлась Кучугуры, обратились к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Паисию с просьбой дать разрешение на изыскание средств и сбор пожертвований для постройки в этой части города церкви на Зубовской площади. Андрей Павлович Зенков являлся исполнителем технических проектов города Верного. 14 декабря 1908 года новый храм, созданный по проекту архитектора С. К. Тропаревского, был освящен в честь Святителя Николая. Настоятелем этого храма был назначен отец Александр Скальский. Вдоль западной и северной сторон ограды храма располагались каменные столбы с железными кольцами, к которым паломники привязывали лошадей. Верующие в эти дни располагались в помещениях под сводами храма и на церковной площади перед ним. Под деревьями была уложена скошенная для ночлега трава, в больших котлах готовили кашу, а в чугунных кубах кипятили чай. Богослужение совершал архиерей, собиралось городское духовенство, приходили певчие из других верненских церквей. В Верном к тому времени существовало 16 церквей, несколько часовен и женский Иверско-Серафимовский монастырь. За короткий срок Никольская церковь стала одной из наиболее посещаемых в городе. В 1918 году был расстрелян епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов), после чего Алма-Атинская кафедра оставалась пустующей до 1927 года. В конце 20-х и в 30-е годы, когда в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ, в Никольской церкви находили приют сотни сосланных в Казахстан «врагов народа», среди которых было множество духовенства и монашествующих. Одновременно с арестом епископа Александра в феврале 1936 года была закрыта Никольская церковь. В ее помещении разместили музей атеизма. С начала Великой Отечественной войны в церкви была устроена конюшня, а в подвале разместилась военная штрафная рота. В это время в Алма-Ате не осталось ни одной действующей Православной церкви. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована, упраздненная в 1937 году, Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управлять которой был назначен освободившийся из ссылки архиепископ Николай (Могилевский). Владыка Николай, прибывший в Алма-Ату, стал ходатайствовать об открытии расположенной в центре Никольской церкви. И в 1946 году Никольская церковь была передана общине верующих. В тот период храм представлял собой неприглядное зрелище — он стоял без крестов, с сорванными куполами и снесенной колокольней. Ни иконостаса, ни икон, ободранные до древесины стены. Кирпичная кладка тупика подвала была изрешечена пулевыми выстрелами. Община сразу приступила к ремонту. Весной 1946 года, когда еще внутри и снаружи церкви стояли леса, владыка Николай освятил первый отремонтированный придел в честь Святителя и чудотворца Николая, и на Благовещение в нем прошло первое богослужение. С того времени Никольский храм стал Кафедральным собором епархии».

Помню детство и как верующие старушки нашего двора на Рождество, Пасху и другие христианские праздники ходили в этот собор на службу, поскольку в 1950-х годах в Алма-Ате, именно Свято-Никольский собор, являлся единственным православным храмом в городе Алма-Ате. Я хоть и неверующий, и никогда не ходил на церковные службы, но мне удалось побывать пару раз внутри собора. Один раз, когда крестили дочку моего товарища, а второй раз на венчании сына другого товарища.

Город Верный, улица Сергиопольская. Фотография ещё дореволюционного периода. Потом эта улица будет называться Фонтанной, ещё позже – улицей имени Абая. После смерти композитора Мукана Тулебаева в 1960 году, улицу переименовали в его честь, которая и по сей день носит его имя. Конечно же, привязать этот снимок к какой-то конкретной точке, затруднительно, ведь с тех пор всё так изменилось.

Центральный телеграф города Верный. Первое почтовое отделение связи в городе Верном было открыто в 1860 году. В дальнейшем его преобразовали в почтово-телеграфную контору. Первое отделение почтамта располагалось в тесном помещении в районе нынешнего Зеленого базара. Более точного адреса первого Центрального телеграфа того времени города Верного, в интернете не нашёл. Поэтому приходится только гадать, где же находилось это здание, что на снимке. Телеграфная служба в Казахстане зародилась еще в 1862 году со сдачей в эксплуатацию первой дальней телеграфной линии Верный - Пишпек. Первоначально вернинская почтово-телеграфная контора работала на примитивной аппаратуре Морзе. Не получила она явного технического развития и в последующие полвека (до 1912 года), за это время были открыты лишь дополнительные средства связи с Ташкентом и Семипалатинском на базе того же самого оборудования.

У меня есть открытки с фотографиями И.Н. Панова, так на одной из них есть похожая фотография и названа, как театр «Спартак» Алма-Ата. Хотя я в интернете такую фотографию видел и не раз, но ни разу не было подписано, что это за здание. Опять начал искать в интернете, что это за театр был такой. Нашёл короткое сообщение, что этот театр был построен в 1929 году на территории парка «Федерации», то есть, нынешнего 28-ми панфиловцев. Потом ещё нашёл одно сообщение, что этот театр сгорел, а на его месте построили кинотеатр «Прогресс», который в последствии переименовали в кинотеатр «Алма-Ата». Однако сравнивая фотографии кинотеатра «Алма-Ата» и театра «Спартак» (или «Прогресс»), я не нашёл между ними какого-то сходства. Сейчас смутно припоминаю, что в этом же парке в самом начале 1950-х годов существовал кукольный театр. Главная аллея парка была, как бы продолжение проспекта Ленина, и упиралась как раз в этот кукольный театр. Может это и был когда-то театр «Спартак»? Или всё же кинотеатр «Прогресс»? На данный момент, ничего определённого по этому поводу добавить не могу.

Крупнейшая мусульманская мечеть в городе Верном. Как её ещё называли "Татарская". Находилась на углу улиц Торговая (Горького) и Лепсинская (Фурманова). На этой фотографии, скорее всего, ещё действующая мечеть.

Та же самая мечеть, а вот с правой стороны проглядывает Малый базар.

Ещё одна фотография самой крупной бывшей мусульманской мечети в городе Верный. Однако на снимке это уже не мечеть, а кинотеатр «Восток». Первая мусульманская мечеть была поставлена в 1859 году в Татарской слободке где селились татары и чолоказаки. При мечети действовало медресе, где обучалось до 70 мальчиков. До землетрясения 1887 года в Верном было три мечети, в том числе одна (первая) Алымова – в Татарке. В самом городе самой крупной была мечеть № 4 Оренбургского магометанского собрания вместе с медресе (училищем) на углу улиц Лепсинской (Фурманова) и Торговой (Горького, Жибек-Жолы) близ Малого базара. С башенным минаретом татарского стиля. Она так и называлась: «Исхакия». До сих пор считалось, что она построена богатым купцом Исхаком Габдулвалиевым, но последние изыскания краеведа А. Воронова говорят, что она выстроена в складчину верующими всего края. В 30-е годы XX столетия в ней открыли театр национальных меньшинств, а затем кинотеатр «Восток». Следует отметить, что в 1930-е годы, называемые историками атеистическими, здания мечетей не разрушали, а приспосабливали к новым условиям. Так, в бывшей мечети №4 открыли «Театр национальных меньшинств», а с минарета артисты воспроизводили фрагменты предстоящих концертов, митингов, манифестаций. Здесь же располагался техникум Турксиба. В 1976-79 гг. во время строительства Универсама историческое здание было снесено. К сожалению, в моей памяти почему-то не сохранился образ этого исторического здания. А вот открытие Универсама на этом самом месте, врезалось навсегда.

Давно у меня этот снимок, всё никак не мог про него что-то рассказать. Видел в интернете почти такой же снимок, только летнего периода, но это не столь важно. Просто долго не мог сообразить с какой точки была сделана эта фотография. Когда опубликовал снимок клуба «Нацмен», тогда сообразил, что снимок был сделан с минарета татарской мечети на юго-восток (возможно ещё действующей на момент съёмки, именно, как мечеть). Прямо перед мечетью располагался, так называемый, «Малый» базар, который находился в квадрате улиц Торговая (Горького), Сергиопольская (Тулебаева), Гоголя, Лепсинская (Фурманова). В центре снимка перекрёсток улиц Торговая (Горького) и Сергиопольской (Тулебаева). Хорошо видны остроконечные крыши «Дворца Труда», однако, если считать, что это снимок дореволюционный, то тогда ещё название этого здания было другое. Чуть дальше виднеются купола Вознесенского собора в Пушкинском парке.

Гастроном в 1960-80-х годах на углу улиц Дзержинского и Гоголя. За всю свою жизнь в Алма-Ате в этот гастроном заходил всего лишь несколько раз, но не отовариваться, а по каким-то мелочам. Конфеты купить, бутылку водки. Однако для жителей этого района магазин был в шаговой доступности и довольно неплохой. Обращу внимание на троллейбусные маршруты этого перекрёстка. Здесь пролегла самая первая троллейбусная линия от Парка культуры и отдыха до улицы Маканчи. Это был маршрут №1. Из первых троллейбусных маршрутов хочу отметить №2 и №3, которые тоже проходили через этот перекрёсток. Эти маршруты выписывали круг в центре города и шли параллельно друг другу, только в разные стороны. А вот какой в какую сторону, уже подзабыл. То ли №2 по часовой стрелке, а №3 против, то ли наоборот.

Восьмилетняя школа №97 в первом микрорайоне. Когда мы переехали жить в первый микрорайон в октябре 1963 года, то заканчивать восьмилетнее образование пришлось в этой школе. Проучился я в ней с осени 1963 года и по май 1964. Буквально в эти же года южнее этой школы в 150 метрах построили школу №111, но то уже была средняя школа. Многие ученики после окончания школы №97 пошли учится в 9-й класс школы №111. Школа №97 мне запомнилась таким неприятным моментом биографии моей жизни: меня не приняли в комсомол! Мне 1-го августа 1963 года уже исполнилось 14 лет и, вроде, из пионерского возраста вышел, но комсомольская организация школы постановила, меня нельзя принимать в комсомол. Я не носил пионерский галстук, и это в 8 классе, когда для учеников 8-го класса это был необязательный атрибут школьной одежды! Так я не стал комсомольцем сразу же после пионерского возраста. Этот пробел в биографии заполнился через год-полтора, когда я стал учащимся училища связи (ГПТУ-2). В то время подростки и молодые люди до 28 лет, просто были обязаны состоять в рядах ВЛКСМ. Исключение составляло только для тех, кто считался трудным подростком, плохо учился в школе и стоял на учёте в детской комнате милиции. Вот и запомнилась мне эта школа тем, что стать комсомольцем в 14 лет мне не дала комсомольская организация школы №97.

Начало улицы Гоголя. Кстати, считается одной из старейших улиц города Верного и Алма-Аты. За всё время своего существования, название улицы не подверглось переименованию ни в советское время, ни в постсоветские времена. Но кто его знает, что может произойти завтра. А пока на снимке начало улицы Гоголя, которая берёт начало от «Центрального Парка культуры и отдыха» и тянется до улицы Ауэзова, где упирается в заборы промышленной зоны города. В моё время, за этим забором, находился деревообрабатывающий комбинат, а чуть выше Авторемонтный завод №2 (АРЗ 2), на котором я начал свою трудовую деятельность ещё в 1966 году. Так же по улице Гоголя в городе Алма-Ате пустили первый троллейбусный маршрут 20-го апреля 1944 года. Возле входа в ЦПКО троллейбусы разворачивались, и первый троллейбусный маршрут был лишь до улицы Масанчи, это всего-то протяжённостью около 3-х километров. Со временем ко входу ЦПКО протянули и другие троллейбусные маршруты, поскольку ЦПКО был одним из любимейших мест отдыха горожан, особенно в летнее время. Но не только троллейбусы имели здесь конечную остановку, достаточно много было конечных остановок автобусов, разных маршрутов. На этих остановках всегда было много народу.

Ещё один кусочек улицы Гоголя недалеко от ЦПКО. На снимке перекрёсток улиц Гоголя и Емелева (в настоящее время имени братьев Абдуллиных).

Средняя школа №28 Медеуского района города Алматы была образована в 1932 году. Это – одна из старейших школ города. Ранее школа располагалась в одноэтажном здании на пересечении улиц Виноградова и Тулебаева. В 1934 году появилось новое здание, как дворец, оно возвышалось над саманными домами и бараками на пересечении улиц Фурманова и Советской. За особые успехи в деле образования в 1938 году школе было присвоено звание образцовая школа №28 имени И. Сталина. В годы Великой Отечественной войны 120 учеников и учителей ушли на фронт во главе с директором школы Званцевым Геннадием Фадеевичем. За мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, трое учеников этой школы были удостоены звания Героя Советского Союза: Владимир Засядко, Владимир Бреусов, Маншук Маметова. С 1943 года школа переименована в мужскую гимназию №28 имени И. Сталина. В 1960 года школе было присвоено имя Маншук Маметовой, выпускницы этой школы. Звание Героя Советского Союза гвардии старшему сержанту Маметовой Маншук Жиенгалиевне присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1944 года посмертно. Она стала первой девушкой из Казахстана, удостоенной этой высокой награды. Фотография, по всей видимости, относится к лету 1934 года, когда только что построенную школу готовили к очередному учебному году.

Здание общественных собраний города Верного было построено в 1910 году, имя архитектора неизвестно. Находилось и находится на улице Пушкина между улицами Гоголя и Торговая (Горького, Жибек Жолы). Строение представляло собой образец гражданской застройки города Верного. Здание двухэтажное, сложное в плане, деревянное строение на невысоком цоколе, и было выстроено в красную линию застройки, с ориентированием главного фасада на восток. Оно было предназначено для городских культурных и зрелищных мероприятий. Верненское общество любителей драматического искусства проводило здесь театральные постановки. В 1919 году в здании располагался Верненский городской комитет РКП. С 1919 года здесь находился Советский театр. 5 февраля 1921 году в городском театре на заседании областного и городского Советов с участием представителей общественных организаций было принято историческое решение о переименовании города Верного в город Алма-Ату. Позже, в советское время, в здании располагались национальная филармония, «Казахконцерт». С середины 1980-х годов здание передали Государственному театру кукол. Здание располагало двумя театральными залами на 215 и 50 человек. В рамках года Культуры в Алма- Ате в 2012-2013 годах была проведена капитальная реконструкция строения. В здании были восстановлены залы с сохранением числа зрительских мест. Большой зал был увеличен по площади, а зрительские места расположили сверху вниз, а не на одном уровне, как было раньше. Были улучшены звук и свет. Театр стал современным, а малый зал интерактивным. Архитектор Сергей Мартемьянов высказался по этому поводу: «Старое здание было очень камерное и полностью соответствовало размеру занимаемого участка. Для нового здания театра участок катастрофически мал. Манипуляции с историческим зданием - это глумление над историей города, в котором и так мало чего осталось исторически подлинного. Не знаю, кто проектировал, и чья это идея соединить в одном образе макет деревянной избы и стеклянные стены. И то, и другое - фальшфасад». По общему мнению, здание Государственного театра кукол преобразилось, но потеряло свой исторический облик.